ges_3

В рамках секции “Креативная среда и урбанистика” V Санкт-Петербургского международного культурного форума прошла презентация проекта Музея современного искусства на месте бывшей ГЭС-2 на Болотной площади.

Проект представили партнер архитектурного бюро Renzo Piano Building Workshop Антонио Бельведере, главный архитектор Москвы и куратор секции Сергей Кузнецов и директор русского фонда “Виктория – искусство быть современным” (V-A-C) Тереза Иароччи Мавика.
Бюро Renzo Piano представило подробности проекта Музея современного искусства на месте ГЭС-2 в Москве

ges_2

ges_7

ges_6

ges_5

ges_8

“Этот проект уникальный в том плане, что его полностью делает частный инвестор, а проектируют известнейшие зарубежные архитекторы- отличный пример международного культурного диалога. Концепция музея была рассмотрена на заседании Архитектурного совета Москвы, а также научно-методического совета Департамента культурного наследия и была принципиально одобрена”, – отметил Сергей Кузнецов.

В проекте бюро Renzo Piano здание электростанции, построенное в 1904–1907 годах, сохраняется. Центральный неф, или галерея машинного зала – размерами 100х13 метров и высотой в 22 метра – будет полностью открыт и станет выставочным пространством, как и другие меньшие по размерам помещения электростанции, которые будут трансформированы в систему экспозиционных залов.

Антонио Бельведере: “Проект ГЭС-2 предусматривает создание пространства для людей. Мы не собираемся делать что-то большое и вычурное, мы хотим, чтобы здание само рассказало свою историю. Начали мы с определения места, важно, чтобы здание читалось, музей был хорошо виден с набережной. ТЭЦ ассоциируется с магией машин, с динамикой. Поэтому мы хотели, чтобы здание продолжало излучать энергетику, но уже культурную, творческую. Сейчас здание изнутри выглядит как огромный пустой собор. Мы решили сохранить максимально оригинальное здание, а внутри создать своеобразную улицу, вдоль которой будут группироваться выставочные пространства.”

Что касается материалов, архитекторы решили сыграть на контрастах: старую отделку дополняет бетон, чтобы четко отделить современное от прошлого.

“Мы хотим стереть границу между городом и музеем, создать пространство, демонстрирующее доступность, открытость, прозрачность, сделать такую “пьяццу” перед фасадом, выходящем к реке, площадь, с которой люди будут попадать внутрь – прямиком на нашу символическую “улицу”. Также мы открываем все окна, чтобы все здание просматривалась снаружи”, – говорит Антонио Бельведере.

На ГЭС-2 появятся общедоступная библиотека, книжный магазин, кафе, а также аудитория на 350 мест для проведения разноформатных событий.

“Наш музей – объект в динамике: человек проходит по зданию и каждый раз видит с его разных ракурсов. Это отражается не только в архитектуре, но и экспозиции. Музей, в который ты приходишь для того, чтобы просто на что-то посмотреть, – это устаревшее понятие. Мы же хотим сделать место, в котором молодежь могла бы в чем-то себя попробовать, проявить. Куда бы пришел человек, который принципиально не ходит в музеи, и открыл бы что-то новое для себя”, – рассказала Тереза Мавика.

Важной частью проекта также станет небольшой березовый лес из 600 деревьев рядом с музеем. “Березовая роща будет гармонично выписываться в окружающую среду и будет служить естественным экраном, отделяющим эту зону от окружающей застройки. Мы планируем посадить 500-600 деревьев”, – отмечает Антонио Бельведере.

Тема экологии и энергоэффективности пронизывает весь проект. Так, предусматривается использование солнечных панелей общей площадью 5 тыс. кв.м, которые позволят сэкономить до мегаватта энергии в день. Кроме того, будут задействованы и трубы бывшей ТЭЦ – их высота после реконструкции составит 70 метров, что позволит им осуществлять забор чистого воздуха из атмосферы через специальные генераторы.

“Я слежу за реализацией данного проекта, очень здорово, что в городе так активно реновируются промышленные территории. Москва сегодня – это площадка для реализации самых смелых и дерзких идей. В данном конкретном проекты мы выиграли дважды. Чтобы сделать музей, нам пришлось закрыть действующую ТЭЦ, которая обеспечивала электроэнергией ЦАО. Вместо неё появилась компактная новая энерго точка с самым современным оборудованием. Кроме того, мы сохраняем уникальный культурный объект, наполняем его новым смыслом, тем самым, обогащая культурную среду этого района”, – отметил Александр Кибовский, руководитель Департамента культурного наследия Москвы.

Место проведения: г. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Здание Главного штаба