«Для Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина будет построен Депозитарно-реставрационный и выставочный центр по проекту бюро «Меганом».

Для Пушкинского музея построят реставрационный и выставочный корпуса

Новые корпуса общей площадью 20,5 тыс. кв.м станут частью Музейного городка. Проект был одобрен Москомархитектурой и получил свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения», – сообщает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Работа по созданию Музейного городка началась в конце 2000-х годов и была приурочена к празднованию 100-летия Музея. Первоначальную концепцию Музейного городка разработал британский архитектор сэр Норман Фостер, известный, в частности, реконструкцией Большого двора Британского музея. Однако, этот проект потерпел неудачу, и в 2014 году при поддержке Москомархитектуры был проведен конкурс на архитектурную концепцию Музейного городка, в котором победил проект бюро «Меганом» под названием «Ризосфера». По словам Сергея Кузнецова, «главные особенности проекта-победителя — это внимательное отношение к развитию музея и контексту застройки».

Депозитарно-реставрационный и выставочный центр

Для Пушкинского музея построят реставрационный и выставочный корпуса

Комплекс планируется построить в Малом Знаменском пер., д. 8, стр. 9. Он будет включать Выставочный корпус и Депозитарно-реставрационный, куда перенесут все экспонаты на время реставрации главного здания музея. Здесь в специальных шкафах будут хранить скульптуры, слепки и предметы декоративно-прикладного искусства. Между ним и Выставочным корпусом образуется новое городское пространство для лекций и уличной экспозиции.

Структура Выставочного корпуса представляет собой вертикально расположенные выставочные залы различной высоты, связанные многосветным атриумом с лестницей и лифтами. Входной этаж является главным общественным пространством с кафе и магазинами, где можно будет проводить лекции и делать инсталляции.

Фасады образованы структурой пилонов различной геометрии, меняющейся в зависимости от требований освещенности и видовых характеристик. Навесные элементы выполнены в керамике, алюминиевом сплаве, бетоне, натуральном камне. В палитре преобладают серые тона: серое серебро и серый базальт.

Наземная часть будет насчитывать от трех до пяти этажей. Подземная часть корпусов (три этажа) будет соединяться между собой, а также с главным зданием ГМИИ им. Пушкина при помощи перехода. Переход – важная часть общественного пространства Музея, по сути это выставочный зал. Проектом предлагается устроить там открытое хранение скульптур, слепков и предметов декоративно-прикладного искусства в специальных шкафах по всей длине перехода.

Строительство профинансируют из городского бюджета. Разрешение уже оформлено, срок его действия – до мая 2020 года.

Ризосфера

Для Пушкинского музея построят реставрационный и выставочный корпуса

Что касается общего пространства Музейного городка, то попадая сюда, посетитель сразу оказывается в пространстве искусства. Дизайн «Ризосферы» собран из модульного гранитного мощения с чугунными и бронзовыми деталями, покрывающего всю мощеную часть – площади, бульвары, дворики и тропинки, а также экспозиционные стены различной высоты, скамьи, объекты навигации и информации, предметы искусства и сохранившиеся и воссозданные элементы исторической среды.

Городские площади предполагается замостить гранитом с чугунными и бронзовыми деталями. Девять главных площадей связаны в единую цепь внутренними проходами, улицами и бульварами. Они сформированы из тех участков территории, на которых нет необходимости воссоздавать парки и скверы. Для лучшей ориентации и создания новой истории места площадям дадут названия, связанные с их особенностями или по именам находящихся на них элементов публичного искусства. Круглый год здесь можно будет проводить различные сезонные мероприятия.

Все растения Пушкинского Музея составляют специальную коллекцию, которая составляется с учетом сезонов и климата, учитывая круглогодичный цикл парка, цветение и зимний образ. Растения на «Ризосфере» будут высаживать, руководствуясь расположением основных коллекций живописи. Например, ближе к месту, где находятся импрессионисты, высажены кусты, изображенные на картинах. Моне и Синьяка. Кроме того, сохраняются и восстанавливаются деревья, составляющие «Липовую аллею», ведущую к корпусам Депозитарно-реставрационного и выставочного центра.

В будущем возможное сужение Волхонки до четырех или даже трех полос позволит связать в единую комфортную зону территории Музейного Городка, Площадь Храма Христа Спасителя. Участок Музея соединится с пешеходной платформой перед Патриаршим мостом, приблизит два выхода из метро – Кропоткинская и Боровицкая, станет естественным продолжением и завершением Бульварного Кольца.