Нория по проекту Penda и Smartvoll для австрийского павильона на EXPO-2020

Архитектурно-дизайнерские студии Penda Austria и Smartvoll спроектировали систему огромных подливных водяных колес (норий) для австрийского павильона на выставке EXPO-2020 в Дубае. Проект под названием «Источник всего живого», знаменующий начало сотрудничества между студиями, попал в финал международного конкурса. В центре композиции — образованный рядом соосных колес горизонтальный цилиндр десятиметрового диаметра. Лопатки поднимают собранную в Австрии дождевую воду и выливают ее в объем павильона, привнося в дубайскую пустыню знаменитую австрийскую свежесть.

«По моему мнению, выставочный павильон не должен быть коробкой, в которой компании и их продукты выставлены как в витрине. Правильный павильон удивляет посетителей, в развлекательной форме сообщает им некое послание; его можно исследовать, пережив небольшое приключение. Посещение запоминается, у людей возникает личная связь с ценностями и культурой представленной страны», — говорит Филип Буксбаум, сотрудничающий со Smartvoll.

Как отмечают авторы, вода определила австрийское прошлое и настоящее, она приводит в действие гидроэлектростанции, основу энергетики страны: «Сейчас, когда крупные компании скупают артезианские скважины, а загрязнение рек, озер и океанов достигло исторического максимума, задача павильона — подчеркнуть важность воды как общественного достояния. Вода — источник жизни и главный архитектор окружающей среды».

Крис Прехт выразил концепцию проекта так: «Здания обычно строят для защиты от погодных условий. Но мы, приступив к работе, не захотели создавать очередное комфортное замкнутое пространство с кондиционерами воздуха. Оно противоречило бы духу выставки — экологичности. С другой стороны, мы не хотели закрывать павильон из-за одного дождя в месяц. Поэтому мы пошли в обратном направлении и поставили осадки в центр концепции. Здание не просто привечает дождь, оно его создает. Вода течет по стенам, капает с потолков, испаряется туманом, висит в воздухе мелкими брызгами, низвергается ливнем».

Если своей самобытностью «водяная мельница» обязана водным богатствам Австрии, то открытость здания — символ гостеприимства и культуры страны; оно как бы приглашает посетителей со всего света. Стены деревянного сооружения пропускают ветер, а навесы защищают от солнца. На входном пандусе гостям выдают зонты цветов австрийского флага.

Несколько маршрутов через павильон различаются количеством и формой воды, которая встретится на пути: туман, аэрозоль, брызги, отдельные капли или ливень. Танцуя под искусственным дождем, посетители ощутят себя участниками круговорота воды. После водной зоны следует общее пространство, представляющее другую тему выставки — «единение умов». Тут посетители высушат одежду, сидя за столом во всю длину сооружения и беседуя за чашечкой воды.

Вращение колес, то, как они поднимают воду из единого резервуара и обрушивают на павильон, откуда она стекает обратно в резервуар, служит метафорой круговорота воды в природе и олицетворяет жизнетворный цикл, источник всего живого.

Консультанты: Facts and Fiction, Вольфганг Паузер
Разработчики: Крис Прехт, Филип Буксбаум, Кристиан Кирхер, Фей Тан Прехт, Дитмар Йен, Роберт Мюллер, Андреас Хорбельт, Вольфганг Паузер, Томас Ферназос (первый этап)