Стенограмма выступления М.А.Меня на Гранд-секции «Строительство как драйвер экономического роста России» в рамках III Ялтинского Международного экономического Форума

Сложившаяся ситуация в экономике требует замещения бюджетных средств средствами частных инвесторов. Именно на это в настоящее время и направлена наша работа в сфере строительства и ЖКХ, которые суммарно составляют около 11% ВВП. На одно созданное рабочее место в строительной отрасли создается 5-7 рабочих мест в параллельных, смежных отраслях. Это самый важный показатель.

Коротко остановлюсь на вопросах жилищного строительства, которое является драйвером всей нашей отрасли и характерным примером, как нужно привлекать деньги населения на развитие экономики страны.

Последние три года экспертное сообщество обсуждало кризис, говорили о том, что произойдет падение объемов ввода жилья, но все эти три года мы выходим на рекордные цифры, преодолеваем отметку в 80 млн.кв.м жилья по вводу, что превышает рекордные показатели советского периода. Это важные, действительно, цифры. В 2015-2016 годах госпрограмма по субсидированию процентной ставки сыграла в этом ключевую роль. Она позволила нам удержать темпы, в первую очередь, по индустриальному строительству. Кстати, неплохие показатели демонстрирует в Республика Крым. В прошлом году Республика ввела 285 тыс.кв.метров жилья. Это вроде бы не так много, но все-таки 13% рост по сравнению с 2015 годом. Готовясь к сегодняшнему Форуму, я посмотрел показатели первого квартала текущего года – рост 26% . Надеемся, что этот тренд может сохраниться и к концу года.

Что касается ипотеки, у нас был рекордным по объему кредитов год, люди взяли ипотечных кредитов почти на 1.6 трлн рублей . За время работы ипотеки 5 млн семей улучшили свои жилищные условия. В 2015 году фиксировалось определенное проседание до 1 трлн. 100 млрд. рублей, но затем Ситуация выровнялась.

Что происходит в этом году? В январе-феврале мы видели сезонное падение по сравнению с аналогичным рекордным значением прошлого года. Затем в марте мы видим на 25% рост ипотеки. Мы вместе с АИЖК прогнозируем, что в этом году мы можем выйти на определенный рекорд по общему объему ипотечных кредитов.

Конечно , простое, ясное решение по субсидированию процентной ставки не до 12 %, как мы это делали в кризис, а до 7 или 5% – это звучит заманчиво. И мы хотели бы, чтобы ипотека для людей была еще доступнее, но нужно понимать, что это долгосрочное обязательство бюджета. Если мы вспомним субсидирование до 12%, то сегодня ключевая процентная ставка опустились ниже и бюджет по субсидированию в дальнейшем ничего не должен. Снижение до 7% или 5% – это долгосрочное бюджетное обязательство, нарастающее в геометрической прогрессии. И бюджет будет должен отвечать за эти обязательства. Конечно, если Центробанк скажет, что ключевая процентная ставка упадет до 6 %, то двигаться в эту сторону можно.

У нас с профессиональным сообществом сложилась такая договоренность, этот год мы попробуем отработать “без допинга”, мы видим, что банки сами опускают ниже той процентной ставки, которой мы субсидировали в прошлом году до 12%, сегодня уже ВТБ и Сбербанк чуть выше 10%. То есть мы видим, что без допинга в виде государственных инвестиций движение есть. Во второй половине года мы проанализируем и с Центробанком попробуем посчитать, какая нагрузка появится в случае принятия таких решений. Мы знаем не очень удачные примеры в странах, где увлекались субсидированием процентной ставки и это привело к определенному мыльному пузырю, который потом негативно сказался на гражданах. Нам нужно здесь найти золотую середину.

Теперь очень коротко коснусь изменений в 214-ФЗ о долевом строительстве. Этот закон выполнил свою функцию в том виде, в котором он был принят ранее.И, безусловно, люди, которые инвестировали средства по 214-ФЗ, были гораздо более защищены, чем те, кто участвовал в различных схемах, которые устраивали недобросовестные застройщики. 214-ФЗ эти лазейки в законодательстве закрыл. Мы почувствовали, что пришло время достаточно радикально этот закон переработать, что и было сделано. Введена ответственность застройщиков, в первую очередь, по уставному капиталу на тот объем кв.метров, который застройщик планирует вводить. Это важно. Мы прекрасно понимаем, что компания с 10 тыс.рублей уставного капитала не может начинать сбор средств с граждан. Важное изменение принято по открытости, есть еще ряд изменений в 214-ФЗ. Но самое главное, ч
то на Госсовете по строительству было принято решение по созданию государственного компенсационного фонда долевого строительства. Сегодня фонд это учрежден, на данный момент в Госдуме находится последний пакет изменений в законодательство, который убирает двусмысленность относительно того, куда должны вноситься страховые взносы нашими застройщиками. Потому что сегодня законодательство подразумевает, что можно прийти в страховую компанию и в государственный фонд. Среди экспертов была дискуссия, какой эффект дадут эти изменения. Большинство оказалось тех, кто поддерживает точку зрения, то что это даст большее доверие к долевому строительству. Сегодня более 80% от общего объема индустриального жилья строится с привлечением средств граждан. Это, пожалуй, самый успешный проект в экономике страны по привлечению средств граждан. Защитить граждан очень важно и люди, когда почувствуют, что гарантия государства есть в долевом строительстве, будут больше ему доверять.

Страховые компании немного обижаются на нас, но хочу отметить, что за три года работы в министерстве не припомню, что какая-либо страховая компания ответила по своим обязательствам по этому вопросу, если вдруг обанкротился тот или иной застройщик.

Совсем коротко коснусь темы привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Это наша стратегическая задача. Мы завершаем разработку изменений в действующее законодательство. Принято решение по долгосрочному тарифному регулированию. По тарифной формуле на весь период концессионного соглашения принято решение по 5% фиксированной прибыли концессионеров, предпринимательской прибыли внутри тарифной формулы. Важно, что третьей стороной концессионного соглашения становится субъект Российской Федерации. Кроме того, сегодня модно объявлять конкурсы по концессиям, с учетом долгов по МУПам и ГУПам, если концессионер берет на себя ответственность за их погашение. И первые результаты мы уже видим, общий объем инвестиций в рамках концессионных соглашений составляет 196 млрд.рублей. Мы только в начале пути. Есть разные примеры. Но в целом мы двигаемся в правильно направлении. Согласно первым итогам , 18% потерь исчезает в тепле, и 14% – в водоснабжении и водоотведении.

Стенограмма выступления М.А.Меня на Гранд-секции «Строительство как драйвер экономического роста России» в рамках III Ялтинского Международного экономического Форума Скачать (16.77 КБ)