Тезисы лекции Михаила Меня магистрантам МАРХИ на тему «Развитие храмостроения в России. Образ православного храма: от истории к современности»*

Кардинальная смена пути политического и социально-экономического развития России в 1990-е годы коренным образом изменила отношение к религии и, как следствие, к зримым символам веры – православным и католическим храмам, исламским мечетям, иудейским синагогам и буддистским дацaнам. Сохранившиеся в своём первоначальном облике или нуждающиеся в реставрации и воссоздании, они являют многогранную картину истории и культуры нашего Отечества.

История православного храмостроения в нашей стране охватывает тысячелетний период: от изначальных образоввизантийских храмов VIII–IX веков к крестoво-купольному храму, затем – к ступенчато-повышающейся системе арок, псковским и новгородским храмам.Разнообразные черты архитектуры эпохи XV–XVI веков воплотились в московских храмах: Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля, храм-памятник – церковь Вознесения в Коломенском воплотил идею единого целого, устремлённого к Небу.

XVII век принёс новые oбразные решения храмов Москвы и Ярославля, обладавших сложной объёмно-пространственной композицией,обнесённых галереями и акцентированных крыльцом.«Нарышкинское барокко» и «Строгановское барокко» являют яркиепримеры русского церковного зодчества. Особое место в отечественном храмостроении занимает деревянное зодчество.

XVIII век привнёс в русское храмостроение формы западной культуры, воплотив их в образах петербургских храмов, например, собор апостолов Петра и Павла (Петропавловский собор), архитектор Доменико Трезини, годы строительства 1712–1733.

В этих постройках запечатлён процесс сближения объёмно-пространственных схем храмов различных конфессий, при этом сохраняются сложившиеся в Русской православной церкви подходы к организации литургии. Особенностью храмов Петербурга XVIII века стало создание приделов в серединесредней части храма. Храм делился на две части зимой и становился единым летом.В XIX веке, в связи с усовершенствованием системы отопления, необходимость деления отпала.

XIX век отмечен влиянием классицизма на общую линию развития храмостроения, затем многостилье второй половины XIX века определило интерес к русско-византийской архитектуре, к барочному XVII веку (храм «Спаса на Крови», архитектор А.А.Пaрланд, годы постройки 1883-1907г.г.). Неорусский и неовизантийский стиль, неоклассика сформировали образы храма начала ХХ века.

Таковы стилевые черты творчества таких архитекторов как:

– К.А. Тон, Храм Христа Спасителя в Москве, годы строительства 1839-1883г.г.,

– Н.В. Султанов, церковь Петра и Павла в Петергофе, год постройки 1904г.,

– А.В. Щусев, храм Марфо-Мариинской обители, год постройки 1912г.,

– В.А. Покровский, Федоровский собор в Царском Селе, годы постройки 1910-1915г.г. и других мастеров той эпохи.

Прошедшие 25 лет истории Новой России обозначили новый этапхрамостроения спустя семьдесят лет разрыва отечественной архитектурно-художественной традиции.

Последнее десятилетие ХХ века и начавшийся XXI век определили достаточно разнообразную гамму стилевых, вернее, стилистических поисков в православном храмостроении. Стоявшее изначально условие связи традиций как продолжение воспроизведения сложившихся в дореволюционный (до 1917 года) период в Российской Империи образов сегодня все чаще вызывает дискуссии по вопросамсоотношения традиций и новаторства.

Все отчётливее выявляются проблемы, связанные с проектированием и строительством православных храмов. Их можно представить в виде двух основных: каким должен быть храм XXI века и каково соотношение архитектурных и инженерных составляющих, необходимое для современного храма и характерное для светских зданий и сооружений, именуемых в архитектурной типологии общественными?

Таким образом, как свидетельствует история, развитие форм архитектуры, инженерное обеспечение жизнедеятельности и литургическая составляющая жизни храма пребывают в своего рода движении к созданию нового образа, бережно хранящего черты традиции.

Современные попытки создания образа православного храма идут по пути не только бережного сохранения исторических образов, зримой связи традиций и новых решений, но и кардинальной смены приёмов формообразования.

Показателен в этом процессе путь конкурсных поисков.

Так, конкурс «Современный образ православного храма» 2014 года ставил зад
ачи выявления характера «собственно православного храма» и предложения именно «современного образа».

Показателен и конкурс на проект Православного культурного центра в Париже. Проект победителя конкурсаМ.-Н. Яновского не был принят к реализации.Был осуществлен другой замысел по проекту французского архитектора Ж.М. Вильмотта – Свято-Троицкий собор Корсунской епархии и Православный культурный центр на набережной Бранли в Париже.

Слайд1.JPG

Проект победителя Конкурса – М.Н. Янновского.

22.JPG

Реализованный проект, Ж.М. Вильмотта, занявший второе место на конкурсе.

Проектирование и строительство православных храмов в современных условиях осуществляется параллельно с созданием различных типов общественных зданий. Поэтому, естественно, возникают вопросы: каковы современные возможности архитектурно-конструктивного решения храма? Каков диапазон применения новых строительных и отделочных материалов, так изменивших облик гражданских зданий и сооружений? И, конечно же, как решаются вопросы энергоснабжения, климатизации, водообеспечения, освещения и акустики в процессе проектирования и строительства храма.

Пример реализации Москвой программы «200 храмов» показывает, что и в условиях сложившегося строительно-технологического комплекса решение архитектурных и инженерных задач требует особого внимания.

Всего по программе строительства православных храмов в Москве, которая реализуется в нашей столице с 2011 года, уже построено и действует 32 храма – на десять больше, чем в конце2015 года. Ещё в восьми храмах завершены строительно-монтажные работы, а 40 храмов находятся в более ранней стадии строительства.

При запуске Программы предполагалось, что большинство храмов будут строиться по типовым проектам, однако жизнь внесла свои коррективы. Из 80 построенных и строящихся храмов – 49 возведены или возводятся по индивидуальным проектам. Это соответствует многовековой практике храмостроительства в первопрестольном граде. Очевидно, что переход к индивидуальному проектированию требует не только учёта всех требований архитектурного контекста и функциональных требований, но и инженерных решений, их обеспечивающих.

Так, изначально установленные характеристики храмов также были изменены. О чем говорится в докладе Святейшего Патриарха Кирилла: «Коррективы пришлось также внести в отношении планируемой вместимости церквей. Освящая один из храмов, я стал свидетелем того, как большая часть пришедших помолиться людей была вынуждена остаться на улице за неимением места в храме. Те, кто в храм все же попали, находились в такой тесноте, которая не способствует сосредоточенной молитве. Оказалось, что храм был спроектирован с вместимостью в 200 человек. После этого случая я благословил проектировать новые храмы не менеечем на 500 человек».

Задачи, стоящие сегодня перед архитекторами в области храмостроения, требуют глубокого знания истории, проведения новых научных исследований, применения новаций, обеспечивающих энергоэффективное функционирование зданий, вероятно, использованиеальтернативных источников энергии, поиска новых возможностей выражения образных средствв архитектуре храма XXI века.

*В лекции использованы материалы кафедры «Храмовое зодчество» МАРХИ