Сложившаяся ситуация в экономике требует замещения бюджетных средств средствами частных инвесторов. Именно на это в настоящее время и направлена наша работа в сфере строительства и ЖКХ, которые суммарно составляют около 11% ВВП. На одно созданное рабочее место в строительной отрасли создается 5-7 рабочих мест в параллельных, смежных отраслях. Это самый важный показатель.
Коротко остановлюсь на вопросах жилищного строительства, которое является драйвером всей нашей отрасли и характерным примером, как нужно привлекать деньги населения на развитие экономики страны.
Последние три года экспертное сообщество обсуждало кризис, говорили о том, что произойдет падение объемов ввода жилья, но все эти три года мы выходим на рекордные цифры, преодолеваем отметку в 80 млн.кв.м жилья по вводу, что превышает рекордные показатели советского периода. Это важные, действительно, цифры. В 2015-2016 годах госпрограмма по субсидированию процентной ставки сыграла в этом ключевую роль. Она позволила нам удержать темпы, в первую очередь, по индустриальному строительству. Кстати, неплохие показатели демонстрирует в Республика Крым. В прошлом году Республика ввела 285 тыс.кв.метров жилья. Это вроде бы не так много, но все-таки 13% рост по сравнению с 2015 годом. Готовясь к сегодняшнему Форуму, я посмотрел показатели первого квартала текущего года – рост 26% . Надеемся, что этот тренд может сохраниться и к концу года.
Что касается ипотеки, у нас был рекордным по объему кредитов год, люди взяли ипотечных кредитов почти на 1.6 трлн рублей . За время работы ипотеки 5 млн семей улучшили свои жилищные условия. В 2015 году фиксировалось определенное проседание до 1 трлн. 100 млрд. рублей, но затем Ситуация выровнялась.
Что происходит в этом году? В январе-феврале мы видели сезонное падение по сравнению с аналогичным рекордным значением прошлого года. Затем в марте мы видим на 25% рост ипотеки. Мы вместе с АИЖК прогнозируем, что в этом году мы можем выйти на определенный рекорд по общему объему ипотечных кредитов.
Конечно , простое, ясное решение по субсидированию процентной ставки не до 12 %, как мы это делали в кризис, а до 7 или 5% – это звучит заманчиво. И мы хотели бы, чтобы ипотека для людей была еще доступнее, но нужно понимать, что это долгосрочное обязательство бюджета. Если мы вспомним субсидирование до 12%, то сегодня ключевая процентная ставка опустились ниже и бюджет по субсидированию в дальнейшем ничего не должен. Снижение до 7% или 5% – это долгосрочное бюджетное обязательство, нарастающее в геометрической прогрессии. И бюджет будет должен отвечать за эти обязательства. Конечно, если Центробанк скажет, что ключевая процентная ставка упадет до 6 %, то двигаться в эту сторону можно.
У нас с профессиональным сообществом сложилась такая договоренность, этот год мы попробуем отработать “без допинга”, мы видим, что банки сами опускают ниже той процентной ставки, которой мы субсидировали в прошлом году до 12%, сегодня уже ВТБ и Сбербанк чуть выше 10%. То есть мы видим, что без допинга в виде государственных инвестиций движение есть. Во второй половине года мы проанализируем и с Центробанком попробуем посчитать, какая нагрузка появится в случае принятия таких решений. Мы знаем не очень удачные примеры в странах, где увлекались субсидированием процентной ставки и это привело к определенному мыльному пузырю, который потом негативно сказался на гражданах. Нам нужно здесь найти золотую середину.
Теперь очень коротко коснусь изменений в 214-ФЗ о долевом строительстве. Этот закон выполнил свою функцию в том виде, в котором он был принят ранее.И, безусловно, люди, которые инвестировали средства по 214-ФЗ, были гораздо более защищены, чем те, кто участвовал в различных схемах, которые устраивали недобросовестные застройщики. 214-ФЗ эти лазейки в законодательстве закрыл. Мы почувствовали, что пришло время достаточно радикально этот закон переработать, что и было сделано. Введена ответственность застройщиков, в первую очередь, по уставному капиталу на тот объем кв.метров, который застройщик планирует вводить. Это важно. Мы прекрасно понимаем, что компания с 10 тыс.рублей уставного капитала не может начинать сбор средств с граждан. Важное изменение принято по открытости, есть еще ряд изменений в 214-ФЗ. Но самое главное, ч
то на Госсовете по строительству было принято решение по созданию государственного компенсационного фонда долевого строительства. Сегодня фонд это учрежден, на данный момент в Госдуме находится последний пакет изменений в законодательство, который убирает двусмысленность относительно того, куда должны вноситься страховые взносы нашими застройщиками. Потому что сегодня законодательство подразумевает, что можно прийти в страховую компанию и в государственный фонд. Среди экспертов была дискуссия, какой эффект дадут эти изменения. Большинство оказалось тех, кто поддерживает точку зрения, то что это даст большее доверие к долевому строительству. Сегодня более 80% от общего объема индустриального жилья строится с привлечением средств граждан. Это, пожалуй, самый успешный проект в экономике страны по привлечению средств граждан. Защитить граждан очень важно и люди, когда почувствуют, что гарантия государства есть в долевом строительстве, будут больше ему доверять.
Страховые компании немного обижаются на нас, но хочу отметить, что за три года работы в министерстве не припомню, что какая-либо страховая компания ответила по своим обязательствам по этому вопросу, если вдруг обанкротился тот или иной застройщик.
Совсем коротко коснусь темы привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Это наша стратегическая задача. Мы завершаем разработку изменений в действующее законодательство. Принято решение по долгосрочному тарифному регулированию. По тарифной формуле на весь период концессионного соглашения принято решение по 5% фиксированной прибыли концессионеров, предпринимательской прибыли внутри тарифной формулы. Важно, что третьей стороной концессионного соглашения становится субъект Российской Федерации. Кроме того, сегодня модно объявлять конкурсы по концессиям, с учетом долгов по МУПам и ГУПам, если концессионер берет на себя ответственность за их погашение. И первые результаты мы уже видим, общий объем инвестиций в рамках концессионных соглашений составляет 196 млрд.рублей. Мы только в начале пути. Есть разные примеры. Но в целом мы двигаемся в правильно направлении. Согласно первым итогам , 18% потерь исчезает в тепле, и 14% – в водоснабжении и водоотведении.
Стенограмма выступления М.А.Меня на Гранд-секции «Строительство как драйвер экономического роста России» в рамках III Ялтинского Международного экономического Форума Скачать (16.77 КБ)
В сфере строительства и инфраструктуры инновации продолжают способствовать развитию строительных материалов, особенно в области кровли…
Какие права имеет владелец квартиры при заливе и какие меры защиты предусмотрены законом? Залив квартиры…
Квартира-студия – один из наиболее распространенных, удобных и доступных вариантов жилой собственности. Указанный вид недвижимости…
Хомуты червячные - это незаменимый элемент в инструментарии многих профессионалов и любителей. Эти универсальные крепежные…
На данный момент рынок курсов валют достаточно нестабильный. Курсы то взлетают, то опускаются. Данная ситуация…
СИП получили довольно широкое распространение при строительстве ЛЭП. Это объясняется множеством положительных свойств. Для…