Кардинальная смена пути политического и социально-экономического развития России в 1990-е годы коренным образом изменила отношение к религии и, как следствие, к зримым символам веры – православным и католическим храмам, исламским мечетям, иудейским синагогам и буддистским дацaнам. Сохранившиеся в своём первоначальном облике или нуждающиеся в реставрации и воссоздании, они являют многогранную картину истории и культуры нашего Отечества.
История православного храмостроения в нашей стране охватывает тысячелетний период: от изначальных образоввизантийских храмов VIII–IX веков к крестoво-купольному храму, затем – к ступенчато-повышающейся системе арок, псковским и новгородским храмам.Разнообразные черты архитектуры эпохи XV–XVI веков воплотились в московских храмах: Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля, храм-памятник – церковь Вознесения в Коломенском воплотил идею единого целого, устремлённого к Небу.
XVII век принёс новые oбразные решения храмов Москвы и Ярославля, обладавших сложной объёмно-пространственной композицией,обнесённых галереями и акцентированных крыльцом.«Нарышкинское барокко» и «Строгановское барокко» являют яркиепримеры русского церковного зодчества. Особое место в отечественном храмостроении занимает деревянное зодчество.
XVIII век привнёс в русское храмостроение формы западной культуры, воплотив их в образах петербургских храмов, например, собор апостолов Петра и Павла (Петропавловский собор), архитектор Доменико Трезини, годы строительства 1712–1733.
В этих постройках запечатлён процесс сближения объёмно-пространственных схем храмов различных конфессий, при этом сохраняются сложившиеся в Русской православной церкви подходы к организации литургии. Особенностью храмов Петербурга XVIII века стало создание приделов в серединесредней части храма. Храм делился на две части зимой и становился единым летом.В XIX веке, в связи с усовершенствованием системы отопления, необходимость деления отпала.
XIX век отмечен влиянием классицизма на общую линию развития храмостроения, затем многостилье второй половины XIX века определило интерес к русско-византийской архитектуре, к барочному XVII веку (храм «Спаса на Крови», архитектор А.А.Пaрланд, годы постройки 1883-1907г.г.). Неорусский и неовизантийский стиль, неоклассика сформировали образы храма начала ХХ века.
Таковы стилевые черты творчества таких архитекторов как:
– К.А. Тон, Храм Христа Спасителя в Москве, годы строительства 1839-1883г.г.,
– Н.В. Султанов, церковь Петра и Павла в Петергофе, год постройки 1904г.,
– А.В. Щусев, храм Марфо-Мариинской обители, год постройки 1912г.,
– В.А. Покровский, Федоровский собор в Царском Селе, годы постройки 1910-1915г.г. и других мастеров той эпохи.
Прошедшие 25 лет истории Новой России обозначили новый этапхрамостроения спустя семьдесят лет разрыва отечественной архитектурно-художественной традиции.
Последнее десятилетие ХХ века и начавшийся XXI век определили достаточно разнообразную гамму стилевых, вернее, стилистических поисков в православном храмостроении. Стоявшее изначально условие связи традиций как продолжение воспроизведения сложившихся в дореволюционный (до 1917 года) период в Российской Империи образов сегодня все чаще вызывает дискуссии по вопросамсоотношения традиций и новаторства.
Все отчётливее выявляются проблемы, связанные с проектированием и строительством православных храмов. Их можно представить в виде двух основных: каким должен быть храм XXI века и каково соотношение архитектурных и инженерных составляющих, необходимое для современного храма и характерное для светских зданий и сооружений, именуемых в архитектурной типологии общественными?
Таким образом, как свидетельствует история, развитие форм архитектуры, инженерное обеспечение жизнедеятельности и литургическая составляющая жизни храма пребывают в своего рода движении к созданию нового образа, бережно хранящего черты традиции.
Современные попытки создания образа православного храма идут по пути не только бережного сохранения исторических образов, зримой связи традиций и новых решений, но и кардинальной смены приёмов формообразования.
Показателен в этом процессе путь конкурсных поисков.
Так, конкурс «Современный образ православного храма» 2014 года ставил зад
ачи выявления характера «собственно православного храма» и предложения именно «современного образа».
Показателен и конкурс на проект Православного культурного центра в Париже. Проект победителя конкурсаМ.-Н. Яновского не был принят к реализации.Был осуществлен другой замысел по проекту французского архитектора Ж.М. Вильмотта – Свято-Троицкий собор Корсунской епархии и Православный культурный центр на набережной Бранли в Париже.
Проект победителя Конкурса – М.Н. Янновского.
Реализованный проект, Ж.М. Вильмотта, занявший второе место на конкурсе.
Проектирование и строительство православных храмов в современных условиях осуществляется параллельно с созданием различных типов общественных зданий. Поэтому, естественно, возникают вопросы: каковы современные возможности архитектурно-конструктивного решения храма? Каков диапазон применения новых строительных и отделочных материалов, так изменивших облик гражданских зданий и сооружений? И, конечно же, как решаются вопросы энергоснабжения, климатизации, водообеспечения, освещения и акустики в процессе проектирования и строительства храма.
Пример реализации Москвой программы «200 храмов» показывает, что и в условиях сложившегося строительно-технологического комплекса решение архитектурных и инженерных задач требует особого внимания.
Всего по программе строительства православных храмов в Москве, которая реализуется в нашей столице с 2011 года, уже построено и действует 32 храма – на десять больше, чем в конце2015 года. Ещё в восьми храмах завершены строительно-монтажные работы, а 40 храмов находятся в более ранней стадии строительства.
При запуске Программы предполагалось, что большинство храмов будут строиться по типовым проектам, однако жизнь внесла свои коррективы. Из 80 построенных и строящихся храмов – 49 возведены или возводятся по индивидуальным проектам. Это соответствует многовековой практике храмостроительства в первопрестольном граде. Очевидно, что переход к индивидуальному проектированию требует не только учёта всех требований архитектурного контекста и функциональных требований, но и инженерных решений, их обеспечивающих.
Так, изначально установленные характеристики храмов также были изменены. О чем говорится в докладе Святейшего Патриарха Кирилла: «Коррективы пришлось также внести в отношении планируемой вместимости церквей. Освящая один из храмов, я стал свидетелем того, как большая часть пришедших помолиться людей была вынуждена остаться на улице за неимением места в храме. Те, кто в храм все же попали, находились в такой тесноте, которая не способствует сосредоточенной молитве. Оказалось, что храм был спроектирован с вместимостью в 200 человек. После этого случая я благословил проектировать новые храмы не менеечем на 500 человек».
Задачи, стоящие сегодня перед архитекторами в области храмостроения, требуют глубокого знания истории, проведения новых научных исследований, применения новаций, обеспечивающих энергоэффективное функционирование зданий, вероятно, использованиеальтернативных источников энергии, поиска новых возможностей выражения образных средствв архитектуре храма XXI века.
*В лекции использованы материалы кафедры «Храмовое зодчество» МАРХИ
Какие права имеет владелец квартиры при заливе и какие меры защиты предусмотрены законом? Залив квартиры…
Квартира-студия – один из наиболее распространенных, удобных и доступных вариантов жилой собственности. Указанный вид недвижимости…
Хомуты червячные - это незаменимый элемент в инструментарии многих профессионалов и любителей. Эти универсальные крепежные…
На данный момент рынок курсов валют достаточно нестабильный. Курсы то взлетают, то опускаются. Данная ситуация…
СИП получили довольно широкое распространение при строительстве ЛЭП. Это объясняется множеством положительных свойств. Для…
Стеклянные перегородки получают все более широкое распространение при оформлении офисных пространств. Они позволяют не…